Ещё недавно заболевание-туберкулез, являлся одним из наиболее частых показаний для искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям.
Ранее, по образному выражению врачей-фтизиатров: «Больная туберкулезом девушка не должна беременеть, беременная не должна рожать, а родившая не должна кормить грудью».
Конечно, туберкулёз и беременность требуют особого подхода врачей и пристального внимания.
При многочисленный исследованиях, установлен факт, что прерывание беременности часто не облегчало состояние здоровья женщин, а наоборот, еще более ухудшало течение основного заболевания.
В настоящее время вопрос о беременности в сочетании с туберкулезом пересмотрен благодаря проведению в нашей стране широких оздоровительных, специальных противотуберкулезных мероприятий и внедрению в практику новых комплексных методов лечения (антибиотики, химиопрепараты, искусственный пневмоторакс, оперативные вмешательства на легких и грудной клетке).
С правовой и этической точки зрения нет никаких ограничений для вступления в брак мужчин и женщин, страдающих туберкулезом.
Решение отложить материнство до полного излечения туберкулеза, т.е. на 2-3 года после окончания курса терапии, является идеальным.
Но с началом эры новых антибиотиков стало возможным ведение беременности при некоторых формах туберкулёза.
В моей врачебной практики 3 пациентки, больные туберкулезом, находились в состоянии беременности, из них две с инфильтративной формой туберкулеза и одна с диссеминированной формой.
Во всех случаях были проведены консилиумы с привлечением профильных специалистов, проведена коррекция противотуберкулёзной терапии с учетом сопоставления предполагаемой пользы для матери и потенциального риска для плода.
Из схемы лечения противотуберкулезными препаратами были исключены с противопоказанием при беременности (амикацин, канамицин, капреомицин, т.к. в высоких концентрациях накапливаются в почках плода и поражают слуховой нерв, левофлоксацин с влиянием на рост хрящевой и костной ткани у плода) и абсолютным противопоказанием при беременности (протионамид и теризидон). Режим лечения был составлен из препаратов, по которым данных по тератогенности на плод не получено.
В результате грамотно подобранной терапии на момент родов у всех пациенток достигнуто прекращение бактериовыделения.
После родов пациентки продолжали лечение по полной схеме и вскоре были сняты с бацилярного учета с переводом лечения на фазу продолжения.
Малыши чувствуют себя хорошо, у них не зарегистрированы нарушения эмбрионального развития под воздействием тератогенных факторов
|